ПУСК

У ВАС ТАКИЕ СТРАННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ - С НИМИ ДАЖЕ МОЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ.


Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»
Меня зовут Наталья Вираховская. Больше 25 лет я работаю в сфере образования
и психологии, больше 15 лет занимаюсь актерской деятельностью. И вот уже 5 лет
я куратор и руководитель клубных программ образовательного центра «Большая Перемена». 

Куратор - это человек, который поддерживает студентов в решении их задач
в образовании и развитии. Куратору очень важно искать способы работы, которые помогли бы установить доверительный контакт с ребятами, прорабатывать конфликтные ситуации, решать проблемы, помогать им идти вперед к своей цели получить образование, стать самостоятельными. В решении этих задач мне помогал многолетний опыт плейбэк-практика. 

Плейбэк-театр (название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам») - это место, где можно говорить, слушать, быть ближе и откровеннее. Это неклассический импровизационный театр. Здесь нет репертуара, режиссерского видения - это перфоманс, важную роль
в котором играют зрители. Задача каждого перфоманса – отразить то, что происходит
в жизни людей прямо сейчас. Мысли, ситуации, эмоции, истории, с которыми зрители пришли на спектакль, тут же проигрываются на сцене, давая человеку возможность увидеть свою жизнь, посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы субъективного восприятия, отделив себя от события или эмоции.



Вся наша жизнь соткана из мгновений. Эти маленькие короткие состояния очень важны, но, сливаясь с ними, мы не всегда понимаем их смысл. Проигрывая самые простые сюжеты, мы возвращаем их людям и помогаем увидеть их ценность. Обиды, страхи, невероятное счастье и просто чашка кофе по утрам – все это может обрести новый смысл через актерскую игру и искреннее желание понять важность каждого момента. 

В плейбэке имеет значение открытость и глубокое понимание того, что вы имеете дело
с чувствами, мировоззрением и душой другого человека. И это роднит его с деятельностью куратора и педагога. Вместе с коллегами мы обсуждали вопрос, решению каких проблем, задач в педагогической деятельности может способствовать плейбэк-театр, и отважились попробовать освоить метод плейбэк-театра в нашем коллективе.
Мы регулярно собирались, играли, каждый раз обсуждая, делая выводы. Так в «Большой Перемене» появился свой  плейбэк. На наших встречах мы разбираем трудные ситуации из нашей педагогической практики, разыгрываем  кейсы, конфликтные ситуации, готовимся и играем перформансы, темы которых - отклик на интересы ребят: “Легко ли жить самостоятельно”, “Он и Она”, “Мои преодоления и победы”.

А через год, когда педагоги освоили этот инструмент и убедились в его эффективности, начала работу и студенческая плейбэк-студия, где педагоги и ребята совместно изучают этот метод познания себя и окружающего мира. 


Мы рассказываем друг другу истории: от самых простых ситуаций, например, как прошло наше утро, до глубоких и сложных тем - успехов и поражений, страхов и радостей. А потом отыгрываем их для рассказчика словами, движением, жестами, мимикой и с чувствами, которые он передал нам в своем рассказе. Играя и меняясь ролями актера
и рассказчика, нам проще быть честными друг с другом, проще открыться и подружиться, развить в себе привычку говорить. 

Для ребят это возможность исследовать и учиться понимать свое тело, его границы и потенциал. Обсуждение игры в конце репетиции помогает показать культуру и ценность освоения навыков обратной связи и рефлексии своего труда, как условий для обучения
и образования.

Каждая встреча нашей студии – это всегда трансформация. Новый взгляд, победа, снятие напряжения. Даже если человек просто отдохнул и посмеялся от души , это уже здорово.
В реальной жизни мы стали чаще задвигать живое общение в дальний ящик: телевизор, подкасты, социальные сети – все это проще, но реальное общение дает нам совершенно иное качество жизни. Слыша и видя друг друга, стараясь встать на место человека, мы лучше понимаем себя, других и этот мир. 



Плейбэк-театр для «Большой Перемены» - это инструмент доверия. Все наши ребята очень разные. Кто-то открыт и готов показывать свои чувства, кто-то замкнут и имеет трудности
в коммуникации, у кого-то нет навыка делиться проблемами и запрашивать помощь. Условия, в которых они выросли, чаще всего просто не предусматривали такой возможности. А тут мы простым естественным образом, через игру, учимся рефлексировать, делиться эмоциями, не бояться говорить о том, что у тебя внутри, что
ты чувствуешь, что тревожит или радует. 

Студенты и преподаватели выступают на равных позициях: могут быть и рассказчиками,
и слушателями. Возможность побыть в позициях Говорящего и Слушающего – жизненно важный опыт: говорящий хочет быть понятым, слушающий старается понять. Они все время направлены на то, чтобы говорить для другого и стараться понять другого.

Плейбек дает нам возможность лучше видеть ребят и корректировать совместную работу. И ребята знакомятся с педагогами с другой стороны. Многие наши студенты удивляются, когда слушая истории педагогов узнают, что кто-то из них тоже может ошибаться, быть
в растерянности, просить помощи. После сыгранной истории на наших занятиях студенты говорят «ну, если даже у Тараса Тимофеевича так было, значит, это нормально», «чувствовала радость, что Татьяна Алексеевна смогла, и удивление, что даже у Татьяны Алексеевны сначала не получалось!».


Еще одна ценность плейбэка - видеть своих сверстников, людей с похожими трудностями, похожим детством, отношением к социуму. Здесь, рассказывая и отыгрывая свои истории, они могут делиться проблемами, радостями, победами. Это дает мощную поддержку как рассказчику, так и слушателям. 

Сами ребята говорят, что занятия в студии помогают “услышать реальные истории
и понимать ситуацию”, “видеть возможные решения проблем”, “быть открытыми не бояться людей”, “уверенными в себе”, “чувствовать чувства другого человека, т.к. тебе не все равно”, “понимать, что между людьми есть какая-то связь”, “освобождаться от сложных чувств”.

Знакомясь с ребятами, узнавая каждого из них, я каждый раз поражаюсь их упорству, тому, как, несмотря на все трудности, они продолжают идти вперед, учиться, развиваться, становиться теми, кем они хотят быть! Мы работаем друг для друга. И я развиваюсь вместе с ними. Они научили меня настойчивости, постоянному движению вперед и очень внимательному отношению к своим словам, быть проще, быть понятной. Мы все с вами слышали фразы «никогда не сдавайся», «никогда не теряй надежды», «доверяй людям»,
но, когда я смотрю на наших ребят, эти фразы приобретают для меня реальную ценность. Благодаря историям, рассказанным на плейбэк-студии, я вижу, как меняются ребята. Это вдохновляет и дает ресурс, я понимаю, что все наши усилия были не зря! 




Наташа Вираховская.
ФОКУС
Made on
Tilda