ОТ ЛЮБОПЫТСТВА ДО ПОБЕДЫ
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВА О ПРИНЦИПАХ
РАБОТЫ ПРОГРАММЫ “САМОУЧКА”

Меня зовут Евгения Иванова. В «Большой Перемене»
я работаю уже 10 лет как педагог и куратор. Последние пять лет - руковожу программой “Самоучка”.

Наша программа - это не ограниченное рамками
школьных предметов свободное пространство для развития у студентов познавательного интереса,
внутри которого ребята могут исследовать себя, свой внутренний мир, то, что значимо и интересно.


Наши студенты - люди с опытом сиротства: дети
из приемных семей, выпускники детских домов, жители психоневрологических интернатов, которые приходят
в “Большую Перемену” за поддержкой в получении среднего образования и подготовкой к поступлению
в колледжи или вузы. Все они - очень разные, у каждого свой запрос к центру и практически всегда одна общая проблема - отсутствие самостоятельности и заблокированный познавательный интерес, которые
лежат в основе успешного обучения и адаптации.

С какими проблемами сталкиваются выпускники детских домов ?
ЗАБЛОКИРОВАННЫЙ ИНТЕРЕС
НЕУДОВЛЕТВОРЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА
ОТСУТСТВИЕ ОПЫТА РЕГУЛЯРНОГО ВЫПОЛЕНИЯ РАБОТЫ
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ.
Ребята не умеют принимать решения, искать информацию, решать конфликтные ситуации, включать критическое мышление. Многие из них беспомощны в быту и социальной среде и просто не умеют выстраивать
в голове маршрут решения тех или иных проблем.Такая инфантильность и иждивенчество чаще всего следствие опыта сиротства, депривации и жизни в учреждении, где все решалось без их участия.
Что дает участие в “Самоучке”?
Для обучения:
  • поиск собственных интересов
  • умение выделять главное и второстепенное
  • навык структурировать информацию
  • навык постановки вопросов и поиска информации
  • поиск аргументов
  • опыт публичных выступлений
Для самостоятельной жизни:
  • умение исследовать свои трудности и искать выход
  • навык работы за компьютером
  • раскрытие творческих способностей
  • способ выразить мысли и поделиться тем, что внутри
  • умение ориентироваться в городе,
  • расходовать бюджет и вести быт
В основе технологии нашей работы лежит концептуальная основа развития самостоятельности, которую разработала Юлия Рязанова и адаптировала под задачи центра наш педагог Евгения Кац. Принцип этой работы - движение от спонтанного вопроса, любопытства, любознательности к проектированию
и решению поставленных задач. Помогая ребятам преодолевать барьеры на этом пути, мы выработали главные принципы, которые помогают развивать способность к самостоятельному изучению мира:
ИНТЕРЕС
“Самоучка” похожа на исследовательский клуб, где каждый занят важной работой по поиску и удовлетворению собственного интереса. Мы ищем этот самый интерес, обращаясь к себе, к эмоциям, к собственному любопытству. Через темы, которые увлекают студентов, можно не только изучить волнующий вопрос, но и пройти практикум по освоению жизненно важных навыков. Ведь когда интересно - хочется пробираться через любые дебри. Интерес срабатывает как запуск активности человека, как программа разблокировки активности, потребность в которой есть внутри - нужна только кнопка включения.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Наши ребята работают сами: сами выбирают тему, сами ищут ответы на вопросы, сами решают, какой этап исследовательской работы считать финальным (ответ на собственный вопрос, приобретение нового навыка или публичное выступление), сами развивают в себе способность реализовывать собственный интерес так, как они его видят.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Поддерживая самостоятельность студентов, мы выступаем в роли помощников и группы поддержки: отвечаем на вопросы, помогаем с формулировкой запросов, делимся способами решения задач, давая не решение, а инструмент. Работая в программе, мы опираемся на тактики педагогической поддержки, которые были разработаны нашими научными руководителями Ниной Михайловой и Семеном Юсфиным.

подробнее о педагогических подходах “Большой Перемены” можно почитать
в материале “https://pusk.bigchange.ru/marshrut
ДОВЕРИЕ
Позитивный настрой и атмосфера доверия на занятиях - тоже мотивирующий элемент работы. Вера в ребят, поддержка и выявление сильных сторон в каждом из них, восприятие “Самоучки” как объединяющего дела стимулирует студентов к успешной работе и помогает воспринимать полученный здесь опыт, как образ успеха, который поддерживает в трудные минуты. 

ЧИТАЙТЕ эссе и исследования студентов студентов в специальном раздере журнала ПУСК

Один из главных результатов работы ребят в рамках программы - выход в рефлексивную позицию: способность анализировать свою работу и способы решения тех или иных задач, успешных или неудачных подходов к делу,
анализ трудностей, с которыми они столкнулись на пути. Усвоив алгоритм работы с новыми темами и перешагнув барьер страха, ребята смогут применять этот опыт в других жизненных сферах.
Средний возраст студентов “Большой Перемены” -
14-43 года. Быть взрослым человеком с устойчивыми привычками, минимальным опытом жизни в социуме
и не потерять стремление к глобальным переменам - ужасно сложно, но каждый год более 70 человек приходят в центр, чтобы изменить свою жизнь.
Несмотря на все трудности, наши ребята обладают удивительной мотивацией, смелостью пробовать
новое, преодолевать трудности и идти к своей цели. Каждый из них - прямое доказательство того, как интерес и желание повысить качество жизни
помогает стать хозяином собственной судьбы.

Made on
Tilda